Опора для сидения Медвежонок с подголовником

Опора для сидения Медвежонок с подголовником. Используется как вариант опоры для детей, которые не могут самостоятельно длительное время удерживать голову. Подголовники снимаются, регулируются по высоте и ширине. Альтернативой данному подголовнику является мягкий подголовник, который крепится к сидению. При заказе желательно указать, какой именно подголовник требуется. На цену это не влияет.

 

 

 

 

 

 

Использование опор Печать E-mail
Автор: Administrator   
07.01.2009 15:12

Основная цель реабилитации стимулировать и улучшить способность ребенка двигаться и действовать по возможности более естественно. Большее количество естественных движений не может быть получено, если ребенок остается только в нескольких положениях и  ограничен в движениях или двигается неправильно. Цель данного руководства помочь ребенку изменить свои аномальные позы и стереотипы движения так, чтобы он ли она смогли комфортно адаптироваться к окружающей обстановке и совершенствовать свои жизненные навыки.

Постуральный (мышечный) тонус каждого ребенка изменчив не только по отношению к виду деятельности и настроению, но так же изменчив в ответ на то, как правильно ведут ребенка.

Первой ступенью  достижения функциональной активности является задача снижения спастики ребенка, а у детей с атетоидной формой приобрести некоторый контроль над своим положением и движением.

Здоровый ребенок двигается во всех направлениях и исследует окружающую обстановку. На ранней стадии он исследует самого себя. Он пинается, берет пальцы ног в рот, играет ручками и пальчиками, тыкает пальцами в свою еду, берет в рот все предметы подряд. Без большой помощи со стороны и вполне естественно он продвигается от одной ступени развития к другой. Каждый новый навык подготавливает ребенка к преодолению нового, который будет сложнее по задаче, но востребован по жизни.

Ребенок с ДЦП также растет и развивается, но его паттерны роста и развития задерживаются или приостанавливаются на определенном этапе. Мозг контролирует все движения, поэтому, когда повреждена одна часть головного мозга, как при ДЦП, контроль нарушается, что приводит к двигательным дисфункциям. В каждом отдельном случае ребенок проходит свой индивидуальный курс, который подбирается по его потребностям. Ребенок, например, может легче двигать нижними конечностями, чем верхними, или наоборот. Это влияет на его развитие. Иногда несколько этапов развития пропущены. Если, например, ребенок не может лежать на животике, поднимать голову, опираться на руки, он не научится применять работу нужных мышц шеи и спины для положения сидя или даже стоя. Пробелы также могут влиять на управление дыханием или речью.

Для начального этапа работы с ребенком с такой патологией потребуется пронационная опора в виде наклонной подушки, полужесткая, имеющая абдукционный блок и крепежные ремни. Привыкание чувствовать перенос центра тяжести к ногам может быть сначала пугающим для ребенка. Поэтому рекомендуется постепенно увеличивать высоту бортика от груди до пола, начиная от опоры на локти (Лисичка), а затем поднимаясь до вытянутых рук (регулируемый угол наклона Волчок). Для смены позы полезным будет усадить ребенка в сидение с наклонной спинкой, абдуктором, крепежными ремнями, подголовником, где желательно устанавливать угол наклона с постепенным выведением ребенка из горизонтального положения до наклона спинки в 45 градусов(Слоник детям до 4 лет, далее – Медвежонок с наклонной спинкой).

Если ребенок работает одной стороной тела больше, чем другой, например, переворачивается всегда только на одну сторону, то его тело не разовьется симметрично. Это приведет к трудностям в развитии равновесия, координации глаз-рука, навыкам восприятия и движения, что в свою очередь приведет к развитию контрактур, деформаций и вывихов бедра. Для первичного этапа самообследования, когда ребенок с тяжелой формой ДЦП способен привести руки к центральной линии глаз и соединить их, а также закрепления навыка переворачиваться в различные стороны и вырабатывать симметрию, используется опора для положения ребенка на боку, Диванчик. Эта опора имеет также важную функцию – нейтрализовать силу тяжести, которая может стянуть туловище в неправильное положение. Опора комфортна и многие дети легко адаптируются в ней.

Для детей, которые могут удерживать голову и активизируют только одну сторону, рекомендуются опоры с симметричной фиксацией, где нагрузка дается равномерно, а спинка сидения может быть отклонена назад (Медвежонок). Одновременно проводятся активные занятия на стимуляцию движений той стороны тела, которая пассивна.

 

Дети с очень высоким мышечным тонусом и установившимися разгибательными рефлексами  могут быть усажены в опору с абдукционно-флексорной укладкой с полной фиксацией поясничного отдела, обеспечивая довольно устойчивое положение сидя, где гасится патологический разгибательный рефлекс. Это положение обеспечивает основу функционального движения и во многих случаях снижает тонус после того, как они некоторое время посидели с опорой. Система разработана специально для детей с высоким тонусом мышц и должна быть включена в программу 24часовой позиционной терапии. Для детей с такими рефлексами необходимо подбирать опоры, которые имеют укладку позы эмбриона (Антошка: для детей от 1года до 12лет) При заказе обязательно оговаривается площадь сидения для ребенка со сложенными по-турецки ногами. В возрасте старше 4 лет подбирается опора со спинкой и согнутыми коленями. Спинка должна быть выше головы ребенка, например, Иришка, но заказывается приподнятая передняя часть сидушки с абдуктором, что обеспечивает абдукционно-флексорную укладку. Столик создает дополнительную опору рукам.

 

Опора  полностью регулируется и сконструирована для выведения ребенка в правильное положение постепенно и поэтапно. Иришка (прямая спинка) или Медвежонок (наклонная спинка) обеспечивает опору для положения ребенка, которое он сам не может контролировать, но дает свободное построение двигательных функций в других видах деятельности. У детей с ДЦП с высоким мышечным тонусом  путем создания различных положений меняется тонус: положение сидя тормозит патологический рефлекс и обеспечивает нормальные двигательные паттерны. У детей с низким тонусом создается положение, улучшающее нормальную ответную реакцию на весовую нагрузку, что усиливает мышечный тонус.

 

Если ребенок может вставать только за счет напряжения ног, он будет стоять  на носочках и со временем его ножки станут еще напряженнее. Он сможет также перемещаться по полу на животе, подтягиваясь на руках,  что со временем приведет к тому, что руки в локтях очень долго будут согнутыми. Позже ребенок может испытать трудность при выпрямлении рук и дотягивании до предметов. В любом фиксированном положении ребенка необходимо следить за работой рук, так чтобы смочь в будущем с прямыми руками подняться с пола и  встать. Все эти факторы необходимо помнить, когда проводится осмотр каждого ребенка. Нам необходимо заглядывать вперед, чтобы увидеть, какие наиболее существенные движения требуются в будущем, и стремиться их достичь. Это означает, что каждый ребенок, несмотря на тяжесть и различия патологий, нуждается в многообразии движений и поз в течение всего дня. Для того чтобы на раннем этапе скорректировать или сразу сформировать правильное симметричное положение ребенка стоя, используются опорные рамы, вертикализаторы. Если ребенок делает попытки удержать голову, плохо концентрирует взгляд, стоит на носочках при полной поддержке, ноги согнуты в коленях или наоборот имеется переразгибание в коленных суставах, руки нерабочие, но уже умеет лежать на животике с низкой опорой под грудью, то можно сделать попытку вертикализовать ребенка. На начальном этапе полезной конструкцией может быть наклонная пронационная опора (Мишутка), которая имеет несколько положений поэтапного выведения ребенка в вертикальное положение. Вертикальное положение дает ребенку много: увеличенная весовая нагрузка улучшает развитие костной структуры, дает возможность для  познавательного восприятия предметов; сердце, легкие и системы тела функционируют намного эффективнее.  Важно помнить, что правильное положение, к которому адаптируется маленький пациент, будет формировать основу всей осанки ребенка, развитие его скелетной структуры, что может значительно изменить его жизнь. Для ребенка с гиперкинезами опора-вертикализатор с упором на грудь может подойти и зависит от возраста ребенка, возможности контроля головы и степени объема и тяжести движений. Если при обследовании ребенка Вы убедитесь, что ребенок удерживает имитированную вертикально-наклонную позу, патологические рефлексы гасятся, одна  рука может слегка вытягиваться вперед, другая зафиксирована, то поддержка ребенка с помощью вертикальной опоры и дополнительной адаптации столешницы даст хорошие результаты, способствует развитию других видов деятельности. В некоторых случаях детям также помогают дополнительные ортопедические средства, типа: воротничок Шанца, утяжелители на руки,  лангеты на руки и на локтевые суставы и другие. Некоторым детям, особенно с гиперкинезами, которые не могут удерживать весовую пронационную или вертикальную нагрузку, подойдет вертикализатор с наклоном назад (Неваляшка). Опора также имеет несколько положений для выведения ребенка из горизонтального положения в вертикальное, крепежные ремни, абдуктор, фиксацию стоп. Необходимо помнить, что у детей с гиперкинезами руки должны быть сведены спереди или одна рука фиксироваться во время выполнения каких-либо заданий. Это положение дает возможность ребенку расслабиться, не беспокоиться о своей безопасности и сконцентрировать внимание на другом виде деятельности.

Если ребенок не может сам исследовать окружающий мир, то ему надо в этом помочь. Ему необходимо видеть, касаться, чувствовать, приобретать опыт различных ситуаций, начиная с того, что находится в шкафу, из чего сделано, до ориентации в пространстве. Во всех ситуациях и случаях ребенку необходимо помогать участвовать в этом по возможности всегда, потому что каждый ребенок способен что-то делать, даже самую малость, но мы обязаны дать ему понять, что он участник происходящего. Все это помогает развить у ребенка чувство самоуважения, ответственности и самостоятельности.

Хотя многие дети с ДЦП не могут выразить словами, что они ощущают, существует множество способов, как этого добиться.  Важно, чтобы каждого ребенка стимулировали и учили быть активным участником жизненных ситуаций. Всех детей необходимо побуждать думать за себя, делать выбор и принимать решения, иметь и выражать свое мнение, решать проблемы (только при необходимости имея наставника), понимать нужды и желания окружающих людей. Ребенку следует дать возможность приобрести этот опыт (в разумных пределах) так, чтобы он мог развиваться как индивидуальность. Одним из этапов обучения должен быть опыт поведения и общения с людьми. Навыки самостоятельности (одевание, умывание, еда, питье, туалет, личная гигиена) могут быть даны не всем детям и не в полном объеме. Их двигательные функции могут быть ограничены. Для этой цели также может использоваться специальное вспомогательное оборудование, а именно сидение с сантехническим оснащением, на котором можно менять сидушку, слегка приподнимая ребенка спереди. Такие приспособления не вызывают у пациента болей (при болезненной спастике, атрофии, мышечной дистрофии) при переноске, транспортировке, а также не заставляют применять максимум усилий ухаживающего за ним. Если ребенок может сам удерживать свой вес, но стоит неуверенно, ванную и туалетную комнаты необходимо оборудовать поручнями, опорой для раковины, подставкой к унитазу, сидением или креслом в ванну для принятия водных процедур.

По мере приобретения ребенком навыков сидения, стояния и ходь­бы все большее внимание следует уделять тренировке реакций равно­весия, одновременно снижая роль рефлексозапрещающих позиций. Несовершенство реакций равнове­сия и боязнь падения могут вы­звать патологические содружествен­ные движения и повышение мышеч­ного тонуса, но тем не менее уже в раннем возрасте следует посте­пенно ослаблять контроль через ключевые точки, позволяя ребенку корректировать равновесие и само­стоятельно выполнять движения.

     При заметном перекресте ног и слабом самостоятельном контроле туловища, но при достаточно хорошем положении головы, ребенку можно назначать вертикальную опору Березка, которая регулируется по высоте и имеет столешницу и коленоупоры. Абдуктор позволяет удерживать положение ног в необходимом симметричном положении, при чем дополнительная весовая нагрузка на стопы, коленные суставы и тазобедренный пояс дает динамику устойчивой и правильной позы. На Березку выставляют постепенно, начиная с 10-15 минут и увеличивая время до 2 часов в день (утром и вечером по 1 часу). Необходимо обращать внимание на расположение пальцев стоп, избегать из подгибаний. Обычно дети стоят на Березке лангетах и орт обуви, что усиливает коррекцию стоп, и формирование их свода идет правильно. Когда станет наблюдаться возможность ребенка поворачиваться за предметом, управлять руками, удерживать торс, можно сделать первую попытку оставить руки свободными, без опоры на локти. Для этого снимается столешница. Для ребенка это положение является новым, непривычным, поэтому необходимо обеспечить легкое удержание и сведение его рук спереди, заинтересовывая ребенка каким-либо видом деятельности. После закрепления этой позы ребенка можно начинать перемещать в вертикальном положении, к которому он привык, на мобильной Березке. Нами разработана модификация укороченной Березки для тех, кто удерживает уже торс, но не справляется с перекрестом ног самостоятельно. После приобретения навыка самостоятельного контроля за положением туловища ребенок выставляется в ходунки-тренажер Петушок, но пока не мобильной. Это положение стоя является точно таким же, к какому ребенок привык, стоя на Березке. Для начала можно также рекомендовать коленные ортезы, чтобы ребенок не подгибал и не переразгибал (в некоторых случаях) колени. Обучение ходьбе начинается с первого шага  с полным проговариванием действия, причем специалист или родитель ведет ребенка сидя и сзади, постепенно перемещая его ноги и давая нагрузку на одну и на другую ногу. Вырабатывать навык ходьбы требует продолжительного времени, терпения и упорства. После достигнутого результата можно делать попытку ставить ребенка на вспомогательное средство реабилитации – ходунки металлические на двух колесиках, трости четырех-опорные, трости обыкновенные, одна трость, и, наконец, свободные руки.

 

Обучение двигательным навыкам

 

Целью обучения двигательным навыкам является научить ребенка с ограниченными физическими возможностями выполнять обычные движения. Очень важно, чтобы прививаемые движения основывались на естественных движениях, а обучаемый был непосредственным участником процесса.

Например, когда мы учимся водить машину, первое, что объясняет инструктор о том, что необходимо сделать и как это сделать, а затем мы на практике осуществляем действия, включая зажигание и переключая скорости. В конечном итоге позже эти действия включаются в процесс вождения машины. Практика делает эти действия навыком, и мы можем выполнять их автоматически, даже разговаривая во время вождения.

Ребенок с двигательными нарушениями также нуждается в объяснении, что требуется и почему. Это необходимо для того, чтобы создать мотивацию и совместную работу. Затем нам необходимо проговаривать движение, чтобы ребенок мог сам закрепить то, что он делает.  Со временем и практикой эти движения могут стать автоматическими. Паттерны изучаемых движений должны быть особыми и рассчитанными на максимальную эффективность, причем они должны быть паттернами, а не изолированными движениями. Прививаемые паттерны движений также должны быть естественными, так как искусственные паттерны, привитые один раз, очень трудно исправить, и к тому же они могут привести к аномальной позе, что в свою очередь создает деформации, вследствие мышечного укорочения и неподвижности суставов.

Когда мы движемся, нам необходимо управление собственным телом для выполнения собственно движений и для взаимодействия с окружением. Дети с двигательными нарушениями часто не имеют такого управления и им, возможно, необходимо подумать до выполнения действия о том, как его сделать. Лучше этому научить, чем сделать из этого автоматическую реакцию. Это наша задача дать эти знания ребенку.

Дети, у которых нет уверенности в своих двигательных способностях, будут меньше тяготиться  ситуациями риска, где они могут упасть. Их необходимо научить таким ситуациям, а также научить, как их необходимо преодолевать.  Многие дети с двигательными нарушениями имеют  проблемы с узнаванием и чувственным восприятием. Их необходимо научить справляться с этими трудностями, используя визуальные или другие путеводители.

У ребенка с двигательными нарушениями может возникнуть  единственная задача, как остаться в положении сидя, и все его внимание будет направлено на это. Поэтому ожидать от ребенка немедленного действия сидеть самостоятельно и писать – нереально, также как для нас с вами –задача: идти по скользкой поверхности и одновременно жонглировать! Таким образом, ребенок нуждается в помощи в виде дополнительных опорных сидений, чтобы дать ему возможность сидеть правильно и функционально, а не ограничивать его движения. Ему также необходимо чаще сидеть без дополнительной опоры, чтобы научиться держать равновесие и осанку. Это задание нужно давать, если его не просят сделать одновременно что-то еще.

  

Сохранение длины мышц и объема движений суставов

Для сохранения длины мышц и объема движений суставов в основном используются три стратегии: пассивные движения, позиционная терапия и растяжки.

 

Пассивные движения

Пассивные движения используются для улучшения гибкости околосуставных тканей. Чтобы предупредить окостенение суставов, их необходимо чаще приводить в движение. пассивные движения – это хороший метод сохранения гибкости суставов, но проводить эти занятия нужно очень осторожно. Если мышца спастическая или в тонусе, то движения против спастики с применением силы могут вызвать разрыв мышцы и кровотечение, которое в свою очередь приведет к кальцификации. Пассивные движения, выполняемые слишком быстро, могут усилить спастику путем активации рефлекса потягивания.

Если ребенок гибкий или имеет слабый тонус, необходимо выполнять процедуры осторожно, без усиления растяжки тканей или повреждения структуры суставов.

Пассивные движения должны выполняться медленно и осторожно со знанием объема естественных движений суставов, через естественные двигательные паттерны, избегая стрессов в пределах этого объема.  Пассивные движения не увеличат мышечную длину.

 

Растяжки

Растяжка мышц может выполняться тремя способами, в соответствии с тем, сколько времени мышца находится в растянутом положении. Проведение растяжки с помощью силы усилит спазм мышц. Растяжка очень эффективна, если ребенок расслабится или «отключит» сам нужные группы мышц.

Короткий период растяжки в течение нескольких минут имеет разогревательный эффект мышц, т.е. ребенок, который сидел несколько часов, как бы чувствует, что необходимо потянуться, размяться. Этот тип растяжек будет иметь незначительный эффект на удлинение мышцы.

Растяжка более продолжительная по времени сможет сохранить и удлинить мышцу. 30 минут в день достаточно для поддержания имеющейся длины мышцы, но чтобы увеличить длину мышцы, необходимо 6 часов в день.

 

Позиционная терапия

Для того, чтобы добиться работы на мышцах в течение 6 часов в день и более, а также для снижения спастики и предотвращения деформаций используется ортезирование или позиционная терапия на период сна. Если в течение 24 часов используется один из вариантов позиционной терапии, то снижается опасность нагрузки только на одну группу мышц, например, правильное длительное положение сидя оказывает положительное действие на длинные разгибающие мышцы тазобедренного пояса, четырехглавую и икроножную мышцы, укороченные флексоры и задние мышцы бедер.

Если основываться на терапевтических принципах, то позиционная терапия должна обеспечить необходимые для развития ребенка позиции тела. Этот тип позиционной терапии приведет к биомеханическому ответу и в дальнейшем позволит выполнять движения внутри себя. Одно оборудование не улучшит постуральные возможности ребенка, но значительно содействует развитию ребенка, обеспечивая развитие двигательных навыков и активное участие в жизни своего окружения.

 

Лечение основанное на природе естественного развития

 

Оснащение может быть неотъемлемой частью процесса лечения. Оно дополняет ручную работу, продолжая принцип биомеханического ответа в течение дня и ночи. Применяя дополнительные опоры для тела, мы даем возможность ребенку все больше  совершенствовать свои навыки.

Закрепление необходимых навыков для овладения следующими невозможно проводить исключительно во время лечения. Это лечебное время должно использоваться для оценки динамики пациента, основанной на практическом выполнении режимного курса. Мы должны быть уверены, что этот практический курс идет постоянно и в правильной форме, поэтому  значительную помощь оказывают родители, вспомогательный персонал, учителя и так далее.

Рефлекторная двигательная деятельность и ее торможение находится в фокусе лечебного процесса, однако концентрирование на прогрессе ребенка, проходящего по всем уровням своих возможностей, является наиболее позитивным и успешным способом совершенствования навыков, так как с улучшением физических возможностей снижается рефлекторная деятельность.

Эмоциональное состояние ребенка может отрицательно сказаться на его физических возможностях. Ребенок, который плачет или чем-то недоволен, может иметь усиленный тонус. В плохом настроении они могут остаться вне совместной работы и с отсутствием мотивации. Дети - прежде всего дети, а не объекты лечения. 

Реальные ожидания (прогноз) можно сделать тогда, когда все двигательные способности ребенка исследованы. Это обследование должно показать, что ребенок не деморализован задачами нереальных целей. Мы должны уметь определять цели и ставить задачи, чтобы они были достижимы, а ребенок радовался успеху.

 

Основные идеи лечебного процесса

 

У нас всегда ограничено время на проведение работы с ребенком вручную, и поэтому важно использовать отведенное время с большей пользой для ребенка. Наши цели должны быть следующими:

  1. Работа с особыми сторонами двигательной деятельности ребенка. Это время, когда ребенок  может осуществлять деятельность в пределах своих возможностей, в независимости от препятствий типа концентрации внимания на узнавании предметов.
  2. Проверить то, что может использоваться в других ситуациях
  3. Научить ребенка, родителей и персонал, как необходимо обращаться с ребенком, чтобы помочь ему.
  4. Контролировать и регулировать корректирующее оснащение ребенка
  5. Проводить анализ предыдущих программ реабилитации и составлять новые
 

Что необходимо помнить во время лечения:

  1. Объяснить ребенку, чего мы ожидаем от него,
  2. Дать ребенку время на выполнение движения или задания до того, как начинать подгонять его или помогать.
  3. Знать, какую степень дополнительной опоры/помощи мы можем предложить ребенку для достижения цели. Повторяется ли это в других ситуациях, вне занятий, персоналом?
  4. Лечение будет намного эффективней, если сконцентрироваться на помощи ребенку в области совершенствования своих двигательных возможностей. Как только будут отработаны умения, движение и удержание равновесие будут выполняться легче. Во многих случаях действие рефлекса это только проявление нестабильности туловища – если ребенку удалось стабилизировать тело, то рефлекторная деятельность, как обычно, снижается.

ПОМНИТЕ: ваша индивидуальная работа с ребенком – это только минутная часть жизни ребенка. Если мы хотим добиться улучшения двигательных навыков, то нам необходимо перенести весь процесс реабилитации в повседневную жизнь, во все виды деятельности.

 

Желаем успехов!

 
www.protexgarant.ru
Протэкс-Гарант