Позиционная терапия в комплексной реабилитации детей с ДЦП

Целью обучения двигательным навыкам является научить ребенка с ограниченными физическими возможностями выполнять обычные движения. Очень важно, чтобы прививаемые движения основывались на естественных движениях, а обучаемый был непосредственным участником процесса.
Паттерны изучаемых движений должны быть особыми и рассчитанными на максимальную эффективность, причем они должны быть паттернами, а не изолированными движениями. Прививаемые паттерны движений также должны быть естественными, так как искусственные паттерны, привитые один раз, очень трудно исправить, и к тому же они могут привести к аномальной позе, что в свою очередь создает деформации, вследствие мышечного укорочения и неподвижности суставов.
У ребенка с двигательными нарушениями может возникнуть единственная задача, как остаться в положении сидя или стоя, и все его внимание будет направлено на это. Поэтому ожидать от ребенка немедленного действия сидеть самостоятельно и писать или стоять и ловить предметы руками – нереально. Таким образом, ребенок нуждается в помощи в виде дополнительных опорных сидений и опор для стояния-вертикализаторов, чтобы дать ему возможность сидеть и стоять правильно и функционально, а не ограничивать его движения. Лечение положением – это один из аспектов комплексной реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата.
Кузбасский центр лечения и реабилитации "Протэкс-Гарант" освоил изготовление технических средств реабилитации для позиционной терапии, что создает правильное симметричное положение в процессе комплексной реабилитации детей с ДЦП: от опор для сидений с наклонной спинкой до опор для стояния - вертикализаторов, всего более 30 модификаций.
Опоры для сидения всех размеров, с большим набором вспомогательных средств позволяют создавать любые необходимые модификации, подбираемые по возрасту и индивидуальным размерам ребёнка, физическим способностям ребенка и по рекомендуемому роду деятельности.
Для сохранения длины мышц и объема движений суставов в основном используются три стратегии: пассивные движения, растяжки и позиционная терапия.
Пассивные движения должны выполняться медленно и осторожно со знанием объема естественных движений суставов, через естественные двигательные паттерны, избегая стрессов в пределах этого объема. Пассивные движения не увеличат мышечную длину.
Короткий период растяжки в течение нескольких минут имеет разогревательный эффект мышц. Этот тип растяжек будет иметь незначительный эффект на удлинение мышцы. Растяжка более продолжительная по времени сможет сохранить и удлинить мышцу. 30 минут в день достаточно для поддержания имеющейся длины мышцы, но чтобы увеличить длину мышцы, необходимо 6 часов в день.
Для того, чтобы добиться работы на мышцах в течение 6 часов в день и более, а также для снижения спастики и предотвращения деформаций используется позиционная терапия и ортезирование. Если в течение 24 часов используется один из вариантов позиционной терапии, то снижается опасность нагрузки только на одну группу мышц.
Если основываться на терапевтических принципах, то позиционная терапия должна обеспечить необходимые для развития ребенка позиции тела. Одно оборудование не улучшит постуральные возможности ребенка, но значительно содействует развитию ребенка, обеспечивая развитие двигательных навыков и активное участие в жизни своего окружения.